Профессионально-общественная аккредитация (ПОА)
«Ассоциация «ТППП АПК» уделяет огромное внимание вопросу подготовки квалифицированных специалистов для различных направлений АПК. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ может выступать основным аргументом выпускника при устройстве на престижную работу. Наличие аккредитации подтверждает не только качество образовательного процесса, но и то, что работодатели признают профессиональные умения выпускников аккредитованного вуза», — отметил Директор Ассоциации «ТППП АПК» Журавлев А.В. на V Агропромышленном конгрессе Евразийской технологической платформы «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК – продукты здорового питания»
Процедура профессионально-общественной аккредитации (далее ПОА) образовательной программы (программ) проводится на добровольной основе по заявлению организации, осуществляющей образовательную деятельность, поступившей в Ассоциацию «ТППП АПК»
Проведение аккредитационной экспертизы осуществляется в выездной форме, а также на основании информации, размещенной на официальном сайте организации, осуществляющей образовательную деятельность, в информационно — телекоммуникационной сети «Интернет», и (или) информации, распространенной иным законным способом. ПОА проводится на основе аккредитационной экспертизы, которая предусматривает оценку профессиональной образовательной программы на соответствие критериям, в число которых входят установленные Базовыми принципами ПОА профессиональных образовательных программ в рамках деятельности Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям от 20.04.2015 г. (обязательный минимум критериев), а также введенные Ассоциацией «ТППП АПК».
После заключения договора на проведение ПОА создается экспертная комиссия. Ассоциация «ТППП АПК» проводит аккредитационную экспертизу самостоятельно с привлечением экспертов и экспертных организаций.
Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ является одним из новых направлений независимой оценки качества образования в Российской Федерации. Ее правовые основы определены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с п. 3. статьи 96 вышеуказанного Закона, «работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность».
В соответствии с п. 4 статьи 96 вышеуказанного Закона, «профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответст вующего профиля».
Основная цель профессионально-общественной аккредитации — дать независимую объективную оценку качеству подготовки выпускников по аккредитуемой образовательной программе на основании показателей, не учитывающихся при государственной аккредитации, и основывающихся на анализе востребованности выпускников рынком труда, соответствия их квалификации требованиям работодателей, а также выявлении лучших практик и значительных достижений учебного заведения.
Что необходимо оценивать в ходе профессионально-общественной аккредитации?
Во-первых, как компоненты программы — ее содержание, дизайн, технологии — влияют на формирование тех или иных профессиональных компетенций.
А также могут оцениваться такие группы показателей как:
- признание компетентностной модели выпускника рынком труда;
- удовлетворенность результатами обучения работодателей и выпускников;
- востребованность выпускников региональным (и/или федеральным) рынком труда;
- стратегия развития программы, соответствие структуры и содержания программы потребностям рынка труда;
- соответствие документов, регламентирующих организацию и проведение образовательной программы, компетентностной модели выпускника;
- учебно-методические материалы, технологии и методики образовательной деятельности, кадровые, материально-технические, финансовые и информационные ресурсы программы.
Особенности профессионально-общественной аккредитации:
- добровольность участия. Образовательная организация вправе самостоятельно определять как целесообразность прохождения профессионально-общественной аккредитации, так и перечень заявляемых на аккредитацию программ;
- многосубъектность проведения оценки. В состав аккредитационной комиссии и экспертного совета по профессионально-общественной аккредитации включаются представители работодателей, научных кругов, общественные деятели;
- ориентированность на образовательные программы. Профессионально-общественная аккредитация направлена, в первую очередь, на оценку профессиональным сообществом качества отдельных программ.
Преимущества профессионально-общественной аккредитации:
Образовательная организация, реализующая образовательные программы, прошедшие профессионально-общественную аккредитацию, получит право:
- размещать сведения о наличии профессионально-общественной аккредитации на официальном сайте, на информационных стендах при объявлении информации о реализуемых образовательных программах, в том числе о приеме на обучение по указанным образовательным программам, а также на учебных изданиях организации (учебных пособиях, методических материалах) по соответствующим образовательным программам;
- использовать результаты профессионально-общественной аккредитации как конкурентное преимущество;
- предъявлять результаты профессионально-общественной аккредитации в органы государственной власти и управления образованием при прохождении государственных аккредитационных процедур.
Работодатели получают возможность:
- формировать компетентностую модель выпускника образовательного учреждения в соответствии с потребностями бизнеса;
- экономить средства на подготовку и переподготовку кадров;
- способствовать ликвидации дефицита кадров;
- формировать заказ на подготовку специалистов, обладающими необходимыми бизнесу квалификациям.
Стоимость проведения процедуры профессионально-общественной аккредитации одной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования составляет от 60 тыс. (шестьдесят тысяч) рублей, высшего образования – от 80 тыс. (восемьдесят тысяч) рублей в зависимости от объема образовательной программы.
В Ассоциации «ТППП АПК» действует система скидок:
— членам Ассоциации «ТППП АПК» предоставляется скидка в размере 20 %;
— при подачи заявки на аккредитацию одновременно 2-3 программ предоставляется скидка в размере 10 %;
— при подачи заявки на аккредитацию одновременно 4-6 программ предоставляется скидка в размере 15 %;
— при подачи заявки на аккредитацию одновременно 7 и более программ предоставляется скидка в размере 20 %.
Образовательная организация получает свидетельство о ПОА на данную образовательную программу, а сведения заносятся в «АИС Мониторинг» http://accredpoa.ru/accreditators/index/view/id/79 .
Ассоциация «ТППП АПК» гарантирует образовательным организациям объективность и профессионализм привлекаемых экспертов, квалифицированную оценку и практические рекомендации по повышению качества подготовки специалистов для АПК.
Нормативные и методические документы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Приказ Минобрнауки России от 15.07.2013 № 560 (ред. от 23.12.2014) «Об утверждении Порядка проведения конкурса на распределение контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» Посмотреть
Нормативные документы Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям http://nspkrf.ru/documents/normativnye-dokumenty.html