Профессионально-общественная аккредитация (ПОА)

 

«Ассоциация «ТППП АПК» уделяет огромное внимание вопросу подготовки квалифицированных специалистов для различных направлений АПК. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ может выступать основным аргументом выпускника при устройстве на престижную работу. Наличие аккредитации подтверждает не только качество образовательного процесса, но и то, что работодатели признают профессиональные умения выпускников аккредитованного вуза», - отметил Директор  Ассоциации «ТППП АПК» Журавлев А.В. на V Агропромышленном конгрессе Евразийской технологической платформы «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК – продукты здорового питания»

 

 

Процедура профессионально-общественной аккредитации (далее ПОА) образовательной программы (программ) проводится на добровольной основе по заявлению организации, осуществляющей образовательную деятельность, поступившей в Ассоциацию «ТППП АПК»

Проведение аккредитационной экспертизы осуществляется в выездной форме, а также на основании информации, размещенной на официальном сайте организации, осуществляющей образовательную деятельность, в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», и (или) информации, распространенной иным законным способом. ПОА проводится на основе аккредитационной экспертизы, которая предусматривает оценку профессиональной образовательной программы на соответствие критериям, в число которых входят установленные Базовыми принципами ПОА профессиональных образовательных программ в рамках деятельности Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям от 20.04.2015 г. (обязательный минимум критериев), а также введенные Ассоциацией «ТППП АПК».

После заключения договора на проведение ПОА создается экспертная комиссия. Ассоциация «ТППП АПК» проводит аккредитационную экспертизу самостоятельно с привлечением экспертов и экспертных организаций.

​Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ является одним из новых направлений независимой оценки качества образования в Российской Федерации. Ее правовые основы определены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с п. 3. статьи 96 вышеуказанного Закона, «работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность».

В соответствии с п. 4 статьи 96 вышеуказанного Закона, «профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответст вующего профиля». 

Основная цель профессионально-общественной аккредитации - дать независимую объективную оценку качеству подготовки выпускников по аккредитуемой образовательной программе на основании показателей, не учитывающихся при государственной аккредитации, и основывающихся на анализе востребованности выпускников рынком труда, соответствия их квалификации требованиям работодателей, а также выявлении лучших практик и значительных достижений учебного заведения.

Что необходимо оценивать в ходе профессионально-общественной аккредитации? 

Во-первых, как компоненты программы — ее содержание, дизайн, технологии — влияют на формирование тех или иных профессиональных компетенций. 

А также могут оцениваться такие группы показателей как: 

  • признание компетентностной модели выпускника рынком труда; 
  • удовлетворенность результатами обучения работодателей и выпускников; 
  • востребованность выпускников региональным (и/или федеральным) рынком труда; 
  • стратегия развития программы, соответствие структуры и содержания программы потребностям рынка труда; 
  • соответствие документов, регламентирующих организацию и проведение образовательной программы, компетентностной модели выпускника; 
  • учебно-методические материалы, технологии и методики образовательной деятельности, кадровые, материально-технические, финансовые и информационные ресурсы программы.

Особенности профессионально-общественной аккредитации: 

  • добровольность участия. Образовательная организация вправе самостоятельно определять как целесообразность прохождения профессионально-общественной аккредитации, так и перечень заявляемых на аккредитацию программ;
  • многосубъектность проведения оценки. В состав аккредитационной комиссии и экспертного совета по профессионально-общественной аккредитации включаются представители работодателей, научных кругов, общественные деятели;
  • ориентированность на образовательные программы. Профессионально-общественная аккредитация направлена, в первую очередь, на оценку профессиональным сообществом качества отдельных программ. 

Преимущества профессионально-общественной аккредитации: 

Образовательная организация, реализующая образовательные программы, прошедшие профессионально-общественную аккредитацию, получит право: 

  • размещать сведения о наличии профессионально-общественной аккредитации на официальном сайте, на информационных стендах при объявлении информации о реализуемых образовательных программах, в том числе о приеме на обучение по указанным образовательным программам, а также на учебных изданиях организации (учебных пособиях, методических материалах) по соответствующим образовательным программам; 
  • использовать результаты профессионально-общественной аккредитации как конкурентное преимущество; 
  • предъявлять результаты профессионально-общественной аккредитации в органы государственной власти и управления образованием при прохождении государственных аккредитационных процедур. 

 

Работодатели получают возможность: 

  • формировать компетентностую модель выпускника образовательного учреждения в соответствии с потребностями бизнеса; 
  • экономить средства на подготовку и переподготовку кадров; 
  • способствовать ликвидации дефицита кадров; 
  • формировать заказ на подготовку специалистов, обладающими необходимыми бизнесу квалификациям.

Нормативные и методические документы

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Приказ Минобрнауки России от 15.07.2013 № 560 (ред. от 23.12.2014) «Об утверждении Порядка проведения конкурса на распределение контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» Посмотреть

Нормативные документы Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям  http://nspkrf.ru/documents/normativnye-dokumenty.html

Положение «О профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность»

Положение «Порядок и методика проведения профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ Ассоциации «Технологическая платформа «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК – продукты здорового питания»

 
​​​
  Контакты:  
dsc09308.jpg

Емельянов Александр Борисович, к.т.н.

Начальник центра профессионально-общественной аккредитации

  e-mail: cpo.platforma-apk@mail.ru