Профессионально-общественная аккредитация

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ является одним из новых направлений независимой оценки качества образования в Российской Федерации. Ее правовые основы определены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с п. 3. статьи 96 вышеуказанного Закона, «работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность».

В соответствии с п. 4 статьи 96 вышеуказанного Закона, «профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответст вующего профиля». 

Основная цель профессионально-общественной аккредитации - дать независимую объективную оценку качеству подготовки выпускников по аккредитуемой образовательной программе на основании показателей, не учитывающихся при государственной аккредитации, и основывающихся на анализе востребованности выпускников рынком труда, соответствия их квалификации требованиям работодателей, а также выявлении лучших практик и значительных достижений учебного заведения.

Что необходимо оценивать в ходе профессионально-общественной аккредитации? 

Во-первых, как компоненты программы — ее содержание, дизайн, технологии — влияют на формирование тех или иных профессиональных компетенций. 

А также могут оцениваться такие группы показателей как: 

  • признание компетентностной модели выпускника рынком труда; 
  • удовлетворенность результатами обучения работодателей и выпускников; 
  • востребованность выпускников региональным (и/или федеральным) рынком труда; 
  • стратегия развития программы, соответствие структуры и содержания программы потребностям рынка труда; 
  • соответствие документов, регламентирующих организацию и проведение образовательной программы, компетентностной модели выпускника; 
  • учебно-методические материалы, технологии и методики образовательной деятельности, кадровые, материально-технические, финансовые и информационные ресурсы программы.

Особенности профессионально-общественной аккредитации: 

  • добровольность участия. Образовательная организация вправе самостоятельно определять как целесообразность прохождения профессионально-общественной аккредитации, так и перечень заявляемых на аккредитацию программ;
  • многосубъектность проведения оценки. В состав аккредитационной комиссии и экспертного совета по профессионально-общественной аккредитации включаются представители работодателей, научных кругов, общественные деятели;
  • ориентированность на образовательные программы. Профессионально-общественная аккредитация направлена, в первую очередь, на оценку профессиональным сообществом качества отдельных программ. 

Преимущества профессионально-общественной аккредитации: 

Образовательная организация, реализующая образовательные программы, прошедшие профессионально-общественную аккредитацию, получит право: 

  • размещать сведения о наличии профессионально-общественной аккредитации на официальном сайте, на информационных стендах при объявлении информации о реализуемых образовательных программах, в том числе о приеме на обучение по указанным образовательным программам, а также на учебных изданиях организации (учебных пособиях, методических материалах) по соответствующим образовательным программам; 
  • использовать результаты профессионально-общественной аккредитации как конкурентное преимущество; 
  • предъявлять результаты профессионально-общественной аккредитации в органы государственной власти и управления образованием при прохождении государственных аккредитационных процедур. 

Работодатели получают возможность: 

  • формировать компетентностую модель выпускника образовательного учреждения в соответствии с потребностями бизнеса; 
  • экономить средства на подготовку и переподготовку кадров; 
  • способствовать ликвидации дефицита кадров; 
  • формировать заказ на подготовку специалистов, обладающими необходимыми бизнесу квалификациями.
 
​​​